-÷итатник

Czerwone gitary - „ервоны √итары -”Ѕ≈√ј…, из ћќ®√ќ —≈–ƒ÷ј - (0)

Czerwone gitary - „ервоны √итары -”Ѕ≈√ј…, из ћќ®√ќ —≈–ƒ÷ј  ороткий миг в пустом отеле в коридор...

Ўотланди€ названа самой красивой страной мира - (0)

Ўотланди€ названа самой красивой страной мира. ∆ивописный посЄлок “обермори на острове ћа...

"—уйда" - музей-усадьба √аннибала - јрапа ѕетра ¬еликого, прадеда ј.—.ѕушкина - (0)

"—уйда" - музей-усадьба √аннибала - јрапа ѕетра ¬еликого, прадеда ј.—.ѕушкина. "—уйд...

 расивой осени вуаль. - (0)

 расивой осени вуаль. Ёти изумительные фотографии сделаны в ѕольше, в национальном парке...

Ѕез заголовка - (0)

 расный ручей - шедевр художника ѕрирода. —реди курортных городков ¬ьетнама рыбацкий посе...

 -¬идео

¬ольфганг јмадей ћоцарт.ѕерва€ часть.

„етверг, 27 јпрел€ 2017 г. 17:39 + в цитатник

levnmr





¬о́льфганг јмадéй ћо́царт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, ћ‘ј [ˈvɔlfɡaŋ amaˈdeus ˈmoːtsaʁt] (инф.); полное им€ Ч »ога́нн ’ризосто́м ¬о́льфганг јмадéй ћо́царт; 27 €нвар€ 1756, «альцбург Ч 5 декабр€ 1791, ¬ена) Ч австрийский композитор и музыкант-виртуоз. ќдин из самых попул€рных классических композиторов, ћоцарт оказал большое вли€ние на мировую музыкальную культуру. ѕо свидетельству современников, ћоцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, пам€тью и способностью к импровизации.

¬ отличие от многих композиторов XVIII века, ћоцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добилс€ в них большого успеха. ћногие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Ќар€ду с √айдном и Ѕетховеном принадлежит к наиболее значительным представител€м ¬енской классической школы. Ѕиографи€ ћоцарта (особенно обсто€тельства его ранней смерти) была предметом спекул€ций и споров, легла в основу художественных вымыслов и
расхожих мифов.

Ѕиографи€

–анние годы (1756Ч1763)

ƒетство и семь€




Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)


ƒом, в котором родилс€ ћоцарт. Ќыне там расположен музей композитора
¬ольфганг јмадей ћоцарт родилс€ 27 €нвар€ 1756 года в «альцбурге, бывшем тогда столицей «альцбургского архиепископства, в доме по адресу √етрайдегассе 9. ≈го отец Ћеопольд ћоцарт был скрипачом и композитором в придворной капелле кн€з€-архиепископа зальцбургского, графа —игизмунда фон Ўтраттенбаха. ћать Ч јнна ћари€ ћоцарт (урождЄнна€ ѕертль), дочь комиссара-попечител€ богадельни в —анкт-√ильгене. »з семерых детей от брака ћоцартов выжили только двое: дочь ћари€ јнна, которую друзь€ и родственники звали Ќаннерль, и сын ¬ольфганг. ≈го рождение едва не стоило матери жизни. Ћишь спуст€ некоторое врем€ она смогла избавитьс€ от слабости, внушавшей опасение за еЄ жизнь. Ќа второй день после рождени€ ¬ольфганг был крещЄн в «альцбургском соборе —в€того –уперта. «апись в книге крещений даЄт его им€ на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. ¬ этих именах первые два слова Ч им€ св€того »оанна «латоуста, не использующеес€ в повседневной жизни, а четвЄртое при жизни ћоцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит Ђвозлюбленный Ѕогомї. —ам ћоцарт предпочитал, чтобы его называли ¬ольфганг.

ћузыкальные способности обоих детей про€вились в очень раннем возрасте. ¬ семь лет Ќаннерль стала получать от отца уроки игры на клавесине. Ёти уроки оказали огромное воздействие на маленького ¬ольфганга, которому было около трЄх лет: он садилс€ за инструмент и мог подолгу развлекатьс€ подбором созвучий.  роме того, он запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал, и мог проиграть их на клавесине. Ёто произвело большое впечатление на отца, Ћеопольда. ¬ 4 года отец начал разучивать с ним на клавесине небольшие пьесы и менуэты. ѕочти сразу же ¬ольфганг хорошо научилс€ играть их. ¬скоре у него возникло стремление к самосто€тельному творчеству: уже в п€ть лет он сочин€л маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. —амыми первыми сочинени€ми ¬ольфганга стали јнданте ƒо мажор (K.1a) и јллегро ƒо мажор (K.1b) дл€ клавира, которые были сочинены между концом €нвар€ и апрелем 1761 года.
Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)
Ћеопольд завЄл дл€ своих детей нотные тетради, в которые он сам или его друзь€ Ч музыканты записывали разные сочинени€ дл€ клавира. Ќотна€ тетрадь Ќаннерль содержит менуэты и подобные им небольшие пьесы.   насто€щему времени, тетрадь сохранилась в сильно повреждЄнном и неполном виде. ѕо этой тетради училс€ также и маленький ¬ольфганг, сюда же записаны его первые сочинени€. Ќотна€ тетрадь самого ¬ольфганга, напротив, сохранилась полностью. ¬ ней встречаютс€ сочинени€ “елемана, Ѕаха,  иркгофа и многих других композиторов. ћузыкальные способности ¬ольфганга были удивительны: в шесть лет он, помимо клавесина, практически самосто€тельно выучилс€ играть на скрипке.

»нтересен факт, говор€щий о нежности и тонкости его слуха: согласно письму друга семьи ћоцартов, придворному трубачу јндреасу Ўахтнеру, которое было написано по просьбе ћарии јнны после смерти ћоцарта, маленький ¬ольфганг почти до дес€тилетнего возраста бо€лс€ трубы, если играли только на ней одной без сопровождени€ других инструментов. ƒаже сам вид трубы действовал на ¬ольфганга так, будто бы в него направлен пистолет. Ўахтнер писал: Ђѕапá желал подавить в нЄм этот детский страх, и приказал мне, несмотр€ на сопротивление ¬ольфганга, трубнуть ему в лицо; но мой бог! Ћучше бы € не подчинилс€. ≈два ¬ольфгангерль услышал оглушительный звук, он побледнел и стал опускатьс€ на землю, и если бы € продолжал дольше, у него наверн€ка начались бы судорогиї.

ќтца ¬ольфганг любил необыкновенно нежно: по вечерам, перед тем, как ложитьс€ спать, отец ставил его на кресло, и должен был вместе с ним петь придуманную ¬ольфгангом песню с бессмысленным текстом: ЂOragnia figa tafaї. ѕосле этого сын целовал отца в кончик носа и обещал ему, что когда тот состаритс€, хранить его у себ€ в стекл€нном футл€ре и уважать его. «атем он, довольный, ложилс€ в постель. ќтец был дл€ сына лучшим преподавателем и воспитателем: он дал своим дет€м прекрасное домашнее образование; они никогда в жизни не ходили в школу. ћальчик всегда настолько отдавалс€ тому, чему его заставл€ли учитьс€, что забывал обо всЄм, даже о музыке. Ќапример, когда училс€ считать, то стуль€, стены и даже пол, были покрыты цифрами, написанными мелом.

ѕервые путешестви€

Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)
Ћеопольд ћоцарт. ѕортрет работы ѕьетро јнтонио Ћоренцони

Ћеопольд хотел видеть своего сына композитором, и поэтому дл€ начала решил представить ¬ольфганга музыкальному миру как исполнител€-виртуоза. Ётого требовал негласный старинный обычай, сохран€вшийс€ вплоть до времЄн Ѕетховена: тот, кто хотел заслужить репутацию композитора, должен был зарекомендовать себ€ как исполнитель. Ќаде€сь получить дл€ мальчика хорошую должность и покровител€ среди представителей известных двор€нских особ, Ћеопольд решил совершить концертные путешестви€ по королевским и кн€жеским дворам ≈вропы. Ќачалась пора странствий, дливша€с€ почти дес€ть лет. ¬ €нваре 1762 года Ћеопольд предприн€л со своими детьми первую пробную концертную поездку в ћюнхен, оставив жену дома. ¬ольфгангу на момент поездки минуло только шесть лет. ќб этом путешествии известно только, что оно длилось три недели, и дети выступали перед курфюрстом Ѕаварии ћаксимилианом III.

”спех в ћюнхене и энтузиазм, с которым игру ¬ольфганга и его сестры Ќаннерль встречали слушатели, удовлетворили Ћеопольда и укрепили в нЄм намерение продолжить подобные поездки. ¬скоре после приезда домой он решил, что осенью вс€ семь€ поедет в ¬ену. Ћеопольд неспроста питал надежды именно на ¬ену: в то врем€ она была центром европейской культуры и искусств, и поэтому перед музыкантами там открывались широкие возможности, им оказывали поддержку вли€тельные покровители. ќстававшиес€ до поездки дев€ть мес€цев были потрачены Ћеопольдом на дальнейшее образование ¬ольфганга. ќднако, он делал упор не на теорию музыки, в которой его сыну ещЄ предсто€ло многому научитьс€, а на вс€кого рода зрительные фокусы, которые публика того времени ценила больше, чем саму игру. “ак, например, ¬ольфганг научилс€ играть на покрытой тканью клавиатуре и с зав€занными глазами, не дела€ при этом ошибок. Ќаконец, Ћеопольд вз€л у архиепископа отпуск и 18 сент€бр€ того же года с семьЄй отправилс€ в ¬ену. ѕо пути они остановились в Ћинце, где в доме графа Ўлика дети дали концерт. Ќа концерте присутствовали также √рафы √ерберштейн и ѕальфи, большие любители музыки. ќни были настолько восхищены и удивлены игрой маленьких вундеркиндов, что пообещали привлечь к ним внимание венской знати.

»з Ћинца, на почтовом корабле по ƒунаю, ћоцарты отправились в ¬ену. —делав небольшую остановку в »бсе и сойд€ на берег, во францисканском монастыре ¬ольфганг впервые в жизни попробовал поиграть на органе. ”слышав музыку, отцы-францисканцы, прибежали на хоры, и, по выражению Ћеопольда ћоцарта, Ђедва не умерли от восхищени€ї, увидев, насколько превосходно играет мальчик. 6 окт€бр€ ћоцарты высадились на берег в ¬ене.

“ем временем, графы √ерберштейн и ѕальфи сдержали обещание: прибыв в ¬ену намного раньше ћоцартов, они поведали о концерте в Ћинце эрцгерцогу »осифу, а тот, в свою очередь, рассказал о концерте свой матери, императрице ћарии “ерезии. Ѕлагодар€ этому, после прибыти€ в ¬ену отец получил приглашение на аудиенцию в ЎЄнбрунне на 13 окт€бр€ 1763 года. ѕока ћоцарты ждали назначенного дн€, они получали множество приглашений выступить в домах ¬енских двор€н, в том числе и в доме вице-канцлера, графа  оллоредо, отца будущего покровител€ ћоцарта, архиепископа »еронима  оллоредо. ќт игры ћаленького ¬ольфганга слушатели приходили в восторг. ¬скоре вс€ венска€ аристократи€ только и говорила о маленьком виртуозе.

Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)
¬ назначенный день, 13 окт€бр€, ћоцарты поехали в Ўенбрунн, где тогда находилась летн€€ резиденци€ императорского двора. »мператрица устроила ћоцартам столь тЄплый и вежливый приЄм, что они почувствовали себ€ спокойно и непринуждЄнно. Ќа концерте, длившемс€ несколько часов, ¬ольфганг безупречно играл самую разнообразную музыку: от собственных импровизаций до произведений, которые давал ему придворный композитор ћарии “ерезии, √еорг ¬агензейль. »мператор ‘ранц I, жела€ воочию убедитьс€ в таланте ребЄнка, просил его демонстрировать при игре вс€ческие исполнительские трюки: от игры одним пальцем до игры на покрытой тканью клавиатуре. ¬ольфганг без труда справл€лс€ с подобными испытани€ми, кроме того, вместе с сестрой он играл в четыре руки самые разные пьесы. »мператрица была очарована игрой маленького виртуоза. ѕосле окончани€ игры она усадила ¬ольфганга себе на колени и даже позволила поцеловать себ€ в щЄку. ѕо окончании аудиенции ћоцартам было предложено угощение и возможность осмотреть дворец. »звестен исторический анекдот, св€занный с этим концертом: €кобы, когда ¬ольфганг играл с детьми ћарии “ерезии, маленькими эрцгерцогин€ми, он поскользнулс€ на натЄртом полу и упал. Ёрцгерцогин€ ћари€ јнтуанетта, будуща€ королева ‘ранции, помогла ему подн€тьс€. ¬ольфганг будто бы подскочил к ней и сказал: Ђ¬ы славна€, € хочу на ¬ас женитьс€ когда вырастуї. ћоцарты бывали в Ўенбрунне дважды. „тобы дети могли по€вл€тьс€ там в более красивой одежде, чем та, котора€ у них была, императрица подарила ћоцартам два костюма Ч дл€ ¬ольфганга и его сестры Ќаннерль.

ѕриезд маленького виртуоза произвЄл насто€щую сенсацию, благодар€ этому ћоцарты ежедневно получали приглашени€ на приЄмы в дома знати и аристократии. Ћеопольд не хотел отказыватьс€ от приглашений этих высокопоставленных особ, так как в них он видел потенциальных покровителей сына. ¬ыступлени€, длившиес€ порой по несколько часов, сильно изматывали ¬ольфганга. ¬ одном из писем Ћеопольд выражает опасение за его здоровье. ƒействительно, 21 окт€бр€, после очередного выступлени€ перед императрицей, ¬ольфганг почувствовал себ€ плохо, и позже слЄг, жалу€сь на боль во всЄм теле. ѕо€вилась красна€ сыпь, началс€ сильный жар Ч ¬ольфганг заболел скарлатиной. Ѕлагодар€ хорошему врачу он быстро поправилс€, однако приглашени€ на приЄмы и концерты перестали поступать, так как аристократы бо€лись подхватить заразу. ѕоэтому Ћеопольд охотно согласилс€ на приглашение, пришедшее от венгерских двор€н, и повЄз детей в ѕресбург (ныне Ч Ѕратислава). ¬озвраща€сь в «альцбург, ћоцарты оп€ть на несколько дней задержались в ¬ене, и вернулись домой в первых числах нового 1763 года.

Ѕольшое путешествие (1763Ч1766)


Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)
Ћеопольд, ¬ольфганг и Ќаннерль. јкварель  армонтел€. ѕариж, 1763Ч1764 год

ѕосле перерыва в несколько мес€цев Ћеопольд решил продолжить концертную де€тельность с детьми. ÷елью новой поездки был выбран ѕариж Ч один из крупнейших музыкальных центров ≈вропы того времени. ѕокровитель Ћеопольда, кн€зь-архиепископ зальцбургский —игизмунд фон Ўраттенбах поддержал амбициозный проект своего подчинЄнного, и дал ему отпуск, но он не ожидал, что Ћеопольд будет отсутствовать больше трЄх лет. —емь€ выехала из «альцбурга 9 июл€ 1763 года. ѕосетив по пути множество городов и кн€жеских дворов √ермании, в которых ћоцарты также давали концерты, только 18 но€бр€ того же года они прибыли в ѕариж. —лава о дет€х-виртуозах быстро распростран€лась, и, благодар€ этому, желание знатных особ послушать игру ¬ольфганга было велико.

ѕариж произвЄл на ћоцартов большое впечатление. ¬ €нваре ¬ольфганг написал свои первые четыре сонаты дл€ клавесина и скрипки, которые Ћеопольд отдал в печать. ќн считал, что сонаты произведут большую сенсацию: на титульном листе было указано, что это сочинени€ семилетнего ребЄнка.  онцерты, которые давали ћоцарты, вызывали большой ажиотаж. Ѕлагодар€ полученному в ‘ранкфурте рекомендательному письму, Ћеопольд и его семь€ были вз€ты под покровительство немецкого энциклопедиста и дипломата, ‘ридриха ћельхиора фон √римма, имевшего большие св€зи. »менно благодар€ усили€м √римма, ћоцартов пригласили выступить при дворе корол€ Ћюдовика XV в ¬ерсале. 24 декабр€, в рождественский сочельник, они прибыли во дворец и провели там две недели, дава€ концерты перед королЄм и маркизой ƒе ѕомпадур. Ќа новый год ћоцартам даже было позволено присутствовать на торжественном пиршестве, что считалось особой честью Ч они должны были сто€ть у стола, р€дом с королЄм и королевой.

¬ ѕариже ¬ольфганг и Ќаннерль достигли удивительных высот в исполнительском мастерстве Ч Ќаннерль равн€лась с ведущими парижскими виртуозами, а ¬ольфганг, кроме своих феноменальных способностей пианиста, скрипача и органиста, поражал публику искусством аккомпанемента экспромтом к вокальной арии, импровизацией и игрой с листа. ¬ апреле, после двух больших концертов, Ћеопольд решил продолжить путешествие и посетить Ћондон. Ѕлагодар€ тому, что в ѕариже ћоцарты дали много концертов, они неплохо заработали, кроме того, им дарили разные драгоценные подарки Ч эмалевые табакерки, часы, украшени€ и прочие безделушки.
Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)
»оганн ’ристиан Ѕах

10 апрел€ 1764 года семь€ ћоцартов покинула ѕариж, и через пролив ѕа-де- але отправилась в ƒувр на специально нан€том ими корабле. ќни прибыли в Ћондон 23 апрел€, и пробыли там п€тнадцать мес€цев. ѕребывание в јнглии ещЄ больше повли€ло на музыкальное образование ¬ольфганга: он познакомилс€ с выдающимис€ лондонскими композиторами Ч »оганном ’ристианом Ѕахом, младшим сыном »оганна —ебасть€на Ѕаха, и  арлом ‘ридрихом јбелем. »оганн ’ристиан Ѕах подружилс€ с ¬ольфгангом несмотр€ на большую разницу в возрасте, и стал давать ему уроки, оказавшие на последнего огромное вли€ние: стиль ¬ольфганга стал свободнее и элегантнее. ќн про€вил к ¬ольфгангу искреннюю нежность, провод€ с ним за инструментом целые часы, и игра€ с ним вместе в четыре руки. «десь же, в Ћондоне, произошло знакомство ¬ольфганга с известнейшим италь€нским оперным певцом-кастратом ƒжованни ћанцуолли, который даже стал давать мальчику уроки пени€. ”же 27 апрел€ ћоцартам удалось выступить при дворе корол€ √еорга III, где вс€ семь€ была тепло прин€та монархом. Ќа другом выступлении, состо€вшемс€ 19 ма€, ¬ольфганг поразил публику игрой с листа пьес ». ’. Ѕаха, √.  . ¬агензейл€,  . ‘. јбел€ и √. ‘. √ендел€. ¬осторженный успехами сына Ћеопольд писал домой:

“о, что он умел, когда мы выезжали из «альцбурга, Ч просто тень по сравнению с тем, что он умеет теперь. ƒовольно того, что мо€ девочка Ч одна из искуснейших исполнительниц в ≈вропе, хот€ ей сейчас всего лишь двенадцать лет, и что мой мальчуган, коротко говор€, умеет в своЄм восьмилетнем возрасте всЄ, чего можно требовать от человека сорока лет.

» действительно, приехав в јнглию как виртуоз, ¬ольфганг уезжал из неЄ уже как композитор. в Ћондоне у него вновь просыпаетс€ стремление к творчеству, однако он пишет не только произведени€ дл€ клавесина и скрипки, но даже вокальную и симфоническую музыку. Ётому способствовал случай: в июле Ћеопольд т€жело заболел, и дл€ того, чтобы содержать его в покое, в августе семь€ переехала в дом в сельской местности в „елси. ¬ольфгангу было запрещено играть на клавире, чтобы не тревожить отца. Ќе име€ возможности заниматьс€ игрой на инструменте, ¬ольфганг проводил больше времени за сочинением музыки. Ёто позволило ему создать свою первую в жизни симфонию (K.16, ћи-бемоль мажор).“аким образом, техническа€ подготовка ¬ольфганга продвинулась настолько, что он свободно владел правилами и формами композиции. ќднако мнение о том, что ¬ольфганг уже достиг вершины композиторского мастерства, не совсем верно: в некоторых случа€х Ћеопольд редактировал сочинени€ своего сына и наводил в них пор€док. ¬ конце своего более, чем годичного пребывани€ в јнглии, 19 июл€ 1765 года ћоцарты посетили Ѕританский музей. ¬ольфганг подарил музею свои напечатанные в Ћондоне сонаты и рукопись своего мадригала на текст псалма є 46 ЂGod is our refugeї (с англ. Ч ЂЅог Ч наше убежищеї, K.20). ѕоследнее публичное выступление ¬ольфганга и его сестры Ќаннерль в јнглии больше походило не на концерт, а на цирковой номер: ¬ольфганг и Ќаннерль дуэтом играли за деньги в таверне на покрытой тканью клавиатуре. 26 июл€ 1765 года ћоцарты покинули Ћондон, и, уступа€ настойчивым просьбам голландского посла, выражавшего желание принцессы послушать игру вундеркиндов, решили отправитьс€ в √аагу. Ёто не входило в первоначальные планы Ћеопольда, которому пришлось отказатьс€ от намерени€ заехать в »талию перед возвращением домой.

¬ыехав из ƒувра первого августа, они по морю достигли  але, и добрались до √ааги только через мес€ц, 11 сент€бр€ 1765 года. ¬ √олландии, где ћоцарты провели дев€ть мес€цев, ¬ольфганг написал ещЄ одну симфонию (K.22, —и-бемоль мажор) и шесть сонат дл€ клавесина и скрипки. ¬ сент€бре ¬ольфганг играл перед королевским двором в √ааге. “ам же были исполнены его первые симфонии. ѕоездка в √олландию чуть не оказалась дл€ ћоцартов роковой: Ћеопольд снова был болен, потом заболели и дети; Ќаннерль заболела на следующий день после прибыти€ в √аагу и чуть не умерла Ч у неЄ началс€ брюшной тиф, а вскоре после еЄ выздоровлени€ тифом заболел ¬ольфганг. ќн был на грани смерти почти два мес€ца, и за врем€ болезни похудел до костей. Ћеопольду в √олландии выпала больша€ честь: его книгу ЂЎкола скрипичной игрыї перевели на голландский €зык и издали.

ƒетска€ скрипка ћоцарта. Ќыне находитс€ в доме-музее композитора в «альцбурге.
¬ апреле 1766 года, спуст€ более, чем через три года после начала путешестви€, семейство ћоцартов выдвинулось в обратный путь домой. ќтпуск Ћеопольда был сильно просрочен, к тому же частые болезни детей свидетельствовали об их серьЄзном переутомлении: дети нуждались в отдыхе. 10 ма€ они прибыли в ѕариж, где их старый друг ‘. ћ. фон √римм уже подготовил дл€ них квартиру. √римм отмечал, что с момента своего пребывани€ в ѕариже в 1764 году, ¬ольфганг и Ќаннерль достигли необычайных успехов в музыке. ќднако публика, больше ценивша€ Ђчудо-детейї, стала равнодушна к уже изр€дно подросшим вундеркиндам. “ем не менее, благодар€ старани€м √римма детей снова позвали играть при дворе в ¬ерсале. „ерез два мес€ца, 9 июл€, семь€ покинула ѕариж и направилась домой, в «альцбург. ѕо пути они останавливались с концертами в Ћионе, ∆еневе и ћюнхене, провод€ в каждом городе по несколько недель. ¬ конце но€бр€ 1766 года семь€ вернулась домой в «альцбург.

ѕервые оперы

–езультаты путешестви€ превзошли все ожидани€: оно принесло Ћеопольду и дет€м огромный успех, о котором они и не могли мечтать. «а три года отсутстви€ ¬ольфганг из обычного ребЄнка превратилс€ в дес€тилетнего композитора, что потр€сло друзей и соседей ћоцартов. ƒоподлинно неизвестно, посещал ли ¬ольфганг школу в «альцбурге, однако не исключено, что Ћеопольд сам обучал своих детей: под его руководством ¬ольфганг занималс€ чтением, письмом и арифметикой, историей и географией. ќсобое внимание удел€лось изучению иностранных €зыков Ч ¬ольфганг изучал латынь, италь€нский, на котором он в дальнейшем свободно писал и говорил, а также французский и, веро€тно, немного английский. ƒолгое врем€ считалось, что в «альцбурге Ћеопольд также занималс€ с сыном изучением контрапункта, о чЄм говорила сохранивша€с€ нотна€ тетрадь, однако позже было установлено, что на самом деле эта тетрадь относитс€ к ¬енскому периоду и содержит уроки взрослого ¬ольфганга с каким-то его неизвестным учеником.
Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)
¬скоре после возвращени€ из јнглии ¬ольфганга, уже как композитора, привлекли к сочинению музыки: к годовщине прин€ти€ кн€зем-архиепископом зальцбургским —. фон Ўтраттенбахом сана, ¬ольфганг сочинил хвалебную музыку (ЂA Berenice Е Sol nascenteї, также известную как ЂLicenzaї, K.70/61c) в честь своего владыки. »сполнение, приуроченное непосредственно к торжеству, состо€лось 21 декабр€ 1766 года.  роме того, дл€ нужд двора в разное врем€ были сочинены также ныне утер€нные различные марши, менуэты, дивертисменты, трио, фанфары дл€ труб и литавр, и прочие Ђпроизведени€ на случайї. — заказом архиепископского двора св€зано также и по€вление первого вокально-симфонического сочинени€ ¬ольфганга Ч немецкой оратории Ђƒолг первой заповедиї. ћоцарт написал лишь первую часть оратории, втора€ и треть€ части были написаны ћихаэлем √айдном и јнтоном јдльгассером соответственно. — сочинением этой оратории св€зана легенда, будто бы архиепископ Ўтраттенбах, жела€ убедитьс€ в чудесном даре ¬ольфганга, повелел запереть его на неделю у себ€, чтобы тот никого не мог видеть. ¬ этом заточении ¬ольфганг должен был написать ораторию на стихи, данные ему архиепископом. ќднако, учитыва€ большой объЄм партитуры Ч 208 страниц, и некоторое количество нотного текста, написанного поочерЄдно то ¬ольфгангом, то Ћеопольдом ћоцартом, это крайне сомнительно. “ак или иначе, исполнение первой части оратории, сочинЄнной ћоцартом, состо€лось 12 марта 1767 года. ¬ мае 1767 года состо€лась премьера первой музыкальной драмы ¬ольфганга Ч оперы на латинском €зыке, ныне известной как Ђјпполон и √иацинтї, написанной в качестве музыкальной интермедии, согласно традиции, дл€ исполнени€ студентами зальцбургского университета в университетском театре.

ќсенью 1767 года должно было состо€тьс€ бракосочетание дочери императрицы ћарии “ерезии Ч юной эрцгерцогини ћарии ∆озефы с королЄм Ќеапол€ ‘ердинандом. Ёто событие стало поводом очередной гастрольной поездки ћоцартов в ¬ену. Ћеопольд наде€лс€, что собравшиес€ в столице доблестные гости по достоинству смогут оценить игру его детей-вундеркиндов. ќднако, по прибытии в ¬ену ћоцартом сразу не повезло: эрцгерцогин€ заболела оспой и умерла 16 окт€бр€. »з-за см€тени€ и растер€нности, царившей в придворных кругах, не по€вилось ни единой возможности выступить. ћоцарты помышл€ли об отъезде из поражЄнного эпидемией города, однако их удерживала надежда на то, что они, несмотр€ на траур, будут приглашены ко двору. ¬ конце концов, оберега€ детей от болезни, Ћеопольд с семьЄй бежал в ќломоуц, однако сначала ¬ольфганг, а потом и Ќаннерль успели заразитьс€ и заболели так т€жело, что ¬ольфганг на дев€ть дней потер€л зрение. ¬ернувшись в ¬ену 10 €нвар€ 1768 года, когда дети поправились, ћоцарты, сами того не ожида€, получили от императрицы приглашение ко двору.

1770Ч1774 годы ћоцарт провЄл в »талии. ¬ 1770 году в Ѕолонье он познакомилс€ с исключительно попул€рным в то врем€ в »талии композитором …озефом ћысливечеком; вли€ние ЂЅожественного Ѕогемцаї оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стил€, некоторые его сочинени€ приписывали ћоцарту, в том числе ораторию Ђјвраам и »саакї.

¬ 1771 году в ћилане, оп€ть же при противодействии театральных импресарио, всЄ же была поставлена опера ћоцарта Ђћитридат, царь ѕонтийскийї (итал. Mitridate, Re di Ponto), котора€ была прин€та публикой с большим энтузиазмом. — таким же успехом была дана и втора€ его опера ЂЋуций —уллаї (итал. Lucio Silla) (1772 год). ƒл€ «альцбурга ћоцарт написал Ђ—он —ципионаї (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрани€ нового архиепископа, 1772 год, дл€ ћюнхена Ч оперу ЂLa bella finta Giardinieraї, 2 мессы, офферторий (1774 год).  огда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говор€ о массе более мелких композиций.

¬ 1775Ч1780 годах, несмотр€ на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в ћюнхен, ћангейм и ѕариж, потерю матери, ћоцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, несколько скрипичных сонат и фортепианных концертов,  онцерт дл€ гобо€ с оркестром, 2 концерта и Andante дл€ флейты с оркестром,  онцерт дл€ флейты и арфы, 3 квартета дл€ флейты, скрипки, альта и виолончели, большую симфонию є 31 D-dur, прозванную ѕарижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

¬ 1779 году ћоцарт получил место придворного органиста в «альцбурге (сотрудничал с ћихаэлем √айдном). 29 €нвар€ 1781 года в ћюнхене была поставлена опера Ђ»доменейї, ставша€ в творчестве ћоцарта важной вехой. Ётот опыт, пишет √. јберт, Ђдоказал, что ни опера-сериа, ни вообще трагическа€ музыкальна€ драма, конечно, не были подлинной сферой его природного даровани€ї; Ђ»доменейї оказалс€ последней сознательной попыткой ћоцарта овладеть этим жанром (написанное много позже Ђћилосердие “итаї было не более чем случайным заказом). —ильнейша€ сторона Ђ»домене€ї Ч хоры, написанные под очевидным вли€нием  . ¬. √люка, как и одночастна€, переход€ща€ в первую сцену увертюра к включЄнному в оперу балету. Ѕольшой шаг вперЄд замечаетс€ и в инструментовке.

ќпера имела успех, ограничившийс€, однако, немногими мюнхенскими представлени€ми. ¬о врем€ пребывани€ в столице Ѕаварии ћоцарт написал дл€ мюнхенской капеллы офферторий ЂMisericordias Dominiї Ч один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века.

¬енский период (1781Ч1791)


–азрыв с архиепископом


Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)
 н€зь-архиепископ зальцбургский граф »ероним фон  оллоредо



ѕока ћоцарт в ћюнхене получал поздравлени€, его работодатель, архиепископ «альцбургский, посещал торжественные меропри€ти€ по поводу коронации и вступлени€ на австрийский престол императора »осифа II. ћоцарт решил воспользоватьс€ отсутствием архиепископа и задержалс€ в ћюнхене дольше положенного. ”знав об этом,  оллоредо приказал ћоцарту срочно прибыть в ¬ену. “ам композитор сразу пон€л, что попал в немилость. ѕолучив в ћюнхене много лестных отзывов, ласкающих его самолюбие, ћоцарт был оскорблЄн, когда архиепископ обращалс€ с ним, как со слугой, и даже распор€дилс€, чтобы тот во врем€ обеда сидел р€дом с камердинерами.  ак отмечает —оломон, ћоцарт, возможно, уже решилс€ оставить службу у архиепископа, и только искал подход€щий предлог, чтобы оправдать своЄ решение: ему нужно было убедить своего отца и даже самого себ€, что такой шаг был защитой своей чести, а не личных интересов. јрхиепископ  оллоредо действительно был скупым, несправедливым невежественным правителем, он не только запрещал ћоцарту проводить выступлени€ ради собственной выгоды, но и вс€чески ограничивал ћоцарту доступ в дома знатных особ Ч потенциальных покровителей ћоцарта. ¬ итоге, ссора достигла своего апоге€ в мае: ћоцарт подал прошение об отставке, однако архиепископ отказалс€ его прин€ть. “огда музыкант стал вести себ€ подчЄркнуто вызывающе, наде€сь таким способом получить свободу. » он добилс€ своего: в следующем мес€це композитор был уволен буквально пинком под зад дворецким архиепископа, графом јрко. ѕри этом  арл јрко предостерЄг молодого композитора относительно ¬ены Ч его слова ћоцарт передаЄт в одном из писем отцу: Ђѕоверьте мне, вы слишком ослеплены. —лава здесь коротка; вначале слышишь одни комплименты и много зарабатываешь, всЄ это правда; но как долго? ѕроходит всего несколько мес€цев, и венцам оп€ть хочетс€ чего-нибудь новенькогої. Ќо ћоцарт согласилс€ с јрко лишь отчасти: ЂЕ¬енцы, действительно, легко разочаровываютс€, но это относитс€ только к театру, а мо€ професси€ пользуетс€ слишком большой любовью, чтобы € не сумел удержатьс€. «десь насто€щее царство клавирной музыки. ƒопустим даже, что так и случитс€. Ќо ведь случитс€-то только через несколько лет, уж конечно никак не раньше. ј тем временем мы завоюем славу и составим себе состо€ниеї.

ѕервые шаги в ¬ене

ћоцарт прибыл в ¬ену 16 марта 1781 года. ”же в мае он сн€л комнату на площади св€того ѕетра, в доме ¬еберов, переехавших в ¬ену из ћюнхена. ƒруг ћоцарта и отец јлоизии ‘ридолин ¬ебер к тому времени скончалс€, а јлоизи€ вышла замуж за актЄра …озефа Ћанге (англ.)русск., и так как в это врем€ она была приглашена в венский национальный зингшпиль, то еЄ мать фрау ¬ебер также решилась переехать в ¬ену с трем€ незамужними дочерьми ∆озефой (англ.)русск.,  онстанцией и —офи (англ.)русск.. —ложное положение заставило еЄ зан€тьс€ сдачей комнат внаЄм, и ћоцарт был рад возможности найти пристанище у старых знакомых. ¬скоре до «альцбурга дошли слухи, будто бы ¬ольфганг собираетс€ женитьс€ на одной из дочерей. Ћеопольд был в страшном гневе; он упорно настаивал на том, чтобы ¬ольфганг сменил квартиру, и получил следующий ответ:
я ещЄ раз повтор€ю, что € давно уже намеревалс€ сн€ть другую квартиру, и только из-за людской болтовни; жаль, что € вынужден это сделать из-за нелепых сплетен, в которых нет ни слова правды. я хотел бы всЄ-таки знать, что это за люди, которые могут радоватьс€ тому, что средь бела дн€ болтают такое, не име€ на то никаких оснований.  оли € квартирую у них, то женюсь на дочери!

я не хочу так же сказать, что в семье € также неприступен с мадемуазель, с которой мен€ уже сосватали, и совсем не разговариваю с ней, но € и не влюблЄн; € дурачусь и шучу с нею, если врем€ мне это дозвол€ет (но лишь по вечерам и если ужинаю дома, потому что по утрам € пишу в своей комнате, а после обеда редко бываю дома), Ч вот так и ничего больше. ≈сли бы € должен был женитьс€ на всех, с кем € шучу, то легко могло бы случитьс€, что у мен€ было бы 200 жЄн.

Ќесмотр€ на это, решение уехать от фрау ¬ебер оказалось дл€ него достаточно трудным. ¬ начале сент€бр€ 1781 года он всЄ-таки переехал на новую квартиру Ђјуф-дем-√рабенї, є 1775 на 3-м этаже.
Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)
—ам ћоцарт был крайне доволен оказанным ему в ¬ене приЄмом. ќн наде€лс€ стать известным пианистом и педагогом, и таким образом проложить дорогу дл€ своих сочинений. ќднако он тут же пон€л, что врем€ дл€ его вступлени€ в венскую музыкальную жизнь было выбрано неудачно: в начале лета венска€ знать пересел€лась в свои загородные поместь€, и Ђакадеми€миї, как назывались в ¬ене авторские концерты по подписке, ничего нельз€ было достигнуть.

¬скоре после прибыти€ в ¬ену ћоцарт познакомилс€ с руководителем придворной библиотеки, меценатом и покровителем музыкантов, бароном √оттфридом ван —витеном (англ.)русск.. Ѕарон имел большую коллекцию произведений Ѕаха и √ендел€, которые он привЄз из Ѕерлина. — подачи ван —витена ћоцарт стал сочин€ть музыку в стиле барокко, наде€сь таким образом обогатить собственное творчество.

¬ конце июл€ 1781 года ћоцарт начинает писать оперу Ђѕохищение из серал€ї (нем. Die Entführung aus dem Serail), премьера которой состо€лась 16 июл€ 1782 года. ќпера была восторженно прин€та в ¬ене, и вскоре получила широкое распространение по всей √ермании. ќднако несмотр€ на успех оперы, авторитет ћоцарта как композитора в ¬ене был достаточно низок. »з его сочинений венцам не было известно почти ничего. ƒаже успех оперы Ђ»доменейї не распространилс€ за пределы ћюнхена.
Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)
—трем€сь получить должность при дворе, ћоцарт наде€лс€ при помощи прежнего покровител€ по «альцбургу Ч младшего брата императора, эрцгерцога ћаксимилиана, стать учителем музыки принцессы ¬юртембергской Ёлизабет, заботу об образовании которой вз€л на себ€ »осиф II. Ёрцгерцог гор€чо рекомендовал ћоцарта принцессе, однако император назначил на этот пост јнтонио —альери, как лучшего преподавател€ пени€. Ђƒл€ него никого не существует кроме —альери!ї Ч разочарованно писал ћоцарт своему отцу 15 декабр€ 1781 года. ћежду тем, было совершенно естественно, что император предпочЄл —альери, которого он ценил в первую очередь как вокального композитора.  ак и большинство венцев, император знал ћоцарта только как хорошего пианиста, не более. ¬ этом качестве »осиф II признавал за ним неоспоримый авторитет. “ак, например, 24 декабр€ 1781 года император, любивший устраивать сост€зани€ между музыкантами, повелел ћоцарту €витьс€ во дворец, чтобы вступить в соревновани€ с прибывшим тогда в ¬ену италь€нским виртуозом ћуцио  лементи. —огласно присутствовавшему там композитору  арлу ƒиттерсдорфу, император позже отмечал, что в игре  лементи господствует только искусство, а в игре ћоцарта Ч искусство и вкус. ѕобеду в сост€зании одержал ћоцарт. ѕосле этого император послал ему 50 дукатов, в которых ћоцарт тогда действительно нуждалс€.  лементи был восхищЄн игрой ћоцарта; суждение ћоцарта о нЄм, напротив, было строго и резко: Ђ лементи Ч усердный клавесинист, и этим всЄ сказано, Ч писал он, Ч ¬прочем, у него нет ни на крейцер чувства или вкуса, Ч одним словом голый техникї. Ќесмотр€ на это, учителем игры на клавире дл€ принцессы »осиф II (как считает √ерман јберт, по рекомендации —альери) выбрал не ћоцарта, а обычного венского музыканта √еорга «уммера.

  зиме 1782 года возросло число учениц ћоцарта, среди которых следует отметить “ерезу фон “раттнер Ч возлюбленную ћоцарта. ѕозже он посв€тит “ерезе сонату ƒо минор (K.457) и фантазию ƒо минор.

—вадьба и брак

Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)

≈щЄ жив€ у ¬еберов, ћоцарт стал оказывать знаки внимани€ средней дочери Ч  онстанции. ќчевидно, это и дало почву дл€ слухов, которые ћоцарт отвергал. “ем не менее 15 декабр€ 1781 года он написал отцу письмо, в котором он признавалс€ о своей любви к  онстанции ¬ебер и сообщал, что собираетс€ женитьс€ на ней. ќднако Ћеопольд знал больше, чем было написано в письме, а именно то, что ¬ольфганг должен был дать письменное об€зательство женитьс€ на  онстанции в течение трЄх лет, иначе выплачивать ежегодно по 300 флоринов в еЄ пользу.

√лавную роль в истории с письменным об€зательством сыграл опекун  онстанции и еЄ сестЄр Ч »оганн “орварт, придворный чиновник, пользовавшийс€ авторитетом у графа –озенберга. “орварт попросил мать запретить ћоцарту общатьс€ с  онстанцией до того, как Ђэто дело не будет закончено письменної. »з-за сильно развитого чувства чести, ћоцарт не смог оставить возлюбленную и подписал за€вление. ќднако позже, когда опекун ушЄл,  онстанци€ потребовала у матери об€зательство, и сказав: Ђƒорогой ћоцарт! ћне не нужно от ¬ас никаких письменных об€зательств, € и так верю ¬ашим словамї, разорвала за€вление. Ётот поступок  онстанции сделал еЄ ещЄ дороже ћоцарту. Ќесмотр€ на такое мнимое благородство  онстанции, исследователи не сомневаютс€, что все эти брачные прени€, в том числе и разрыв контракта Ч ни что иное, как хорошо разыгранный ¬еберами спектакль, целью которого было как бы организовать сближение ћоцарта с  онстанцией.

Ќесмотр€ на многочисленные письма сына, Ћеопольд был непреклонен.   тому же он не без оснований полагал, что фрау ¬ебер ведЄт с его сыном Ђнекрасивую игруї Ч она хочет использовать ¬ольфганга как кошелЄк, ведь как раз в то врем€ перед ним открывались огромные перспективы: он писал Ђѕохищение из —ерал€ї, проводил множество концертов по подписке и то и дело получал заказы на различные сочинени€ от венской знати. ¬ сильном см€тении ¬ольфганг взывал к помощи сестры, довер€€ еЄ старой доброй дружбе. ѕо просьбе ¬ольфганга  онстанци€ писала его сестре письма и посылала различные подарки.
Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)

Ќесмотр€ на то, что ћари€ јнна дружественно прин€ла эти подарки, отец упорствовал. Ѕез надежд на обеспеченное будущее свадьба казалась ему невозможной.

ћежду тем сплетни становились всЄ более нестерпимыми: 27 июл€ 1782 года ћоцарт в полном отча€нии писал отцу, что большинство людей принимают его уже за женатого и что фрау ¬ебер крайне возмущена этим и до смерти замучила его и  онстанцию. Ќа помощь ћоцарту и его возлюбленной пришла покровительница ћоцарта, баронесса фон ¬альдштедтен. ќна предложила  онстанции переселитьс€ в свою квартиру в Ћеопольдштадте (дом є 360), на что  онстанци€ охотно согласилась. »з-за этого фрау ¬ебер теперь была разгневана и намеревалась в конце концов силой вернуть дочь обратно в свой дом. „тобы сохранить честь  онстанции, ћоцарт должен был скорее женитьс€ на ней. ¬ том же письме он самым настойчивым образом молил отца о разрешении на женитьбу, несколько дней спуст€ повторив свою просьбу. ќднако желанного согласи€ оп€ть не последовало. ¬ это врем€ ћоцарт дал себе обет написать мессу, если он удачно женитс€ на  онстанции.

Ќаконец, 4 августа 1782 года в венском кафедральном соборе —в€того —тефана состо€лось обручение. —имволично, что только днЄм позже пришло долгожданное согласие отца. 7 августа ћоцарт писал ему: Ђ огда мы были обвенчаны, € и мо€ жена начали плакать; этим были тронуты все, даже св€щенник, и все заплакали, так как они были свидетел€ми растроганности наших сердецї.

«а врем€ брака у супружеской пары ћоцартов родилось 6 детей, из которых выжили только двое:

–аймунд Ћеопольд (17 июн€ Ч 19 августа 1783)
 арл “омас (21 сент€бр€ 1784 Ч 31 окт€бр€ 1858)
»оганн “омас Ћеопольд (18 окт€бр€ Ч 15 но€бр€ 1786)
“ерези€  онстанци€ јделаида ‘редерика ћарианна (27 декабр€ 1787 Ч 29 июн€ 1788)
јнна ћари€ (умерла вскоре после рождени€, 25 декабр€ 1789)
‘ранц  савер ¬ольфганг (26 июл€ 1791 Ч 29 июл€ 1844)
Getreidegasse_9,_Salzburg (220x293, 71Kb)

Ќесмотр€ счастливую дл€ супругов женитьбу, на брак всегда падала мрачна€ тень отца: он хот€ и смирилс€ с женитьбой сына, но в душе относилс€ к  онстанции враждебно. — этих пор письма ћоцарта отцу станов€тс€ всЄ более редкими и, главное, более деловыми. 17 июн€ 1783 года у ћоцартов родилс€ первенец, который был назван –аймунд Ћеопольд в честь своего крЄстного, барона –аймунда ¬етцлара фон ѕланкинштерна, богатого евре€ и хоз€ина предыдущей квартиры, в которой жил ћоцарт. —реднее им€ было дано ребЄнку в честь своего деда, Ћеопольда ћоцарта. ¬ конце июл€ супруги отправл€ютс€ в гости к отцу в «альцбург, оставив новорождЄнного ребЄнка платной кормилице, и прибыли в «альцбург уже 29 июл€. ¬опреки ожидани€м ћоцарта, отец и сестра встретили  онстанцию прохладно, хот€ и достаточно вежливо. ¬ «альцбурге ћоцарт работал над мессой ƒо минор, которую он писал во исполнение обета, данного им, если ему удастс€ женитьс€ на  онстанции. ’от€ месса никогда не была окончена, премьера первых нескольких еЄ частей состо€лась 26 окт€бр€ в церкви —в€того ѕетра, причЄм,  онстанци€ пела партию сопрано.  роме того, в «альцбурге ћоцарт встретилс€ со своим либреттистом по Ђ»доменеюї ¬ареско, который по просьбе композитора набросал либретто ЂLТoca del Cairoї ( аирский гусь), которое ћоцарт положит на музыку так и не дописанной одноимЄнной оперы. —упруги покинули «альцбург 27 окт€бр€ 1783 года. Ќесмотр€ на все усили€, главна€ цель поездки Ч изменить настроение отца в пользу  онстанции Ч не была достигнута. ѕо пути в ¬ену, 30 окт€бр€ они заехали в Ћинц, где остановились у старого друга ћоцарта, графа …озефа “уна, пробыв тут 3 недели. «десь ћоцарт написал свою симфонию є 36 ƒо мажор (K.425), премьера которой состо€лась 4 но€бр€ на концерте в доме графа.















levnmr
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



OKSOMORON   обратитьс€ по имени —уббота, 29 јпрел€ 2017 г. 20:11 (ссылка)
ќчень красивые произведени€ у ћоцарта,благодарю за интересную информацию о его жизни.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку