-÷итатник

ћотает судьба клубочек жизниЕ. - (1)

Ећотает судьба клубочек жизниЕ. ћотаетс€ судьбой клубочек времени. ¬се больше и больше ко...

ƒерев€нные храмы –уси - шедевры древнерусской культуры. - (0)

ƒерев€нные храмы –уси - шедевры древнерусской культуры. –овно тыс€чу и двадцать один...

ћилые сказки про котов - (0)

ћилые сказки про котов.   ...

≈динственный в –оссии и мире музей современного искусства Ёрарта. - (0)

≈динственный в –оссии и мире музей современного искусства Ёрарта. ћузей современного иску...

 огда улыбаетс€ женщина... - (0)

 огда улыбаетс€ женщина...   ...

 -¬идео

"ѕо вновь открывшимс€ обсто€тельствам"

—уббота, 26 ƒекабр€ 2015 г. 17:07 + в цитатник

levnmr



ЅЋј√ќƒј–ё ¬—≈’ „»“ј“≈Ћ≈… ћќ≈√ќ ƒЌ≈¬Ќ» ј





"ѕо вновь открывшимс€ обсто€тельствам"




60 лет назад, 26 но€бр€ 1955 года решением ¬ер1овного суда ———–
был реабилитирован расстрел€нный в 1940 году по сфабрикованному обвинению режиссер ¬севолод ћейерхольд Ц один из велики1 реформаторов театра.
¬севолод ћейерхольд был признан в дореволюционной –оссии, где он был с 1907 года главным режиссером »мператорских театров —анкт-ѕетербурга, драмы и оперы Ц јлександринского и ћариинского. 25 феврал€ 1917 года, в самом начале февральской революции в јлександринке шла премьера лермонтовского "ћаскарада" в его постановке. ¬ 1918 году ћейерхольд стал коммунистом он хотел служить своим искусством революции.

ћейер+ольд оставалс€ верен режиму —талина, но, как и многие верные
коммунисты, был отнесен к "чужим", арестован и расстрел€н как шпион.
ќн несколько раз, в частности, в письме к ћолотову, написанном за две
недели до расстрела, отказалс€ от своих обличавшие его как иностранного шпиона и троцкиста показаний, сделанные под пытками, которые он в том письме описал. ≈го жена актриса «инаида –айх была зверски убита в своей квартире вскоре после ареста ћейерхольда.

«инаида –айх и ¬севолод ћейерхольд

¬ 1955 году, т.е. спуст€ два года после смерти —талина, тогда все еще почитаемого, еще не развенчанного ’рущевым, в ћоскве две молодые женщины Ц 37-летн€€ “ать€на ≈сенина, приемна€ дочь великого реформатора мирового театра режиссера ¬севолода ћейерхольда, и его внучка 31-летн€€ ћари€ ¬алентей Ц начали добиватьс€ на тот момент практически невозможного Ц реабилитации ћейерхольда. “рудности состо€ли в том, что во многих инстанци€х сидели враги и ненавистники
ћейерхольда, те, кто добивались закрыти€ его театра, а после закрыти€ клеймили ћейерхольда в печати. т.е. участвовали в травле ћастера, как многие именовали ћейерхольда в театральной среде

ћари€ ¬алентей
Ќо обе современные јнтигоны (как воплощени€ верности родственному долгу) в 1955 году были готовы сделать все возможное и невозможное. » судьба послала им союзника в лице молодого следовател€ военной прокуратуры Ѕориса –€жского.
ѕосле письма “ать€ны ≈сениной ћаленкову в €нваре 1955 года дело ћейерхольда было вз€то на рассмотрение на предмет возможной реабилитации. » оно 1 июл€ 1955 года поступило от начальства к 29-летнему старшему лейтенанту, следователю ¬оенной прокуратуры Ѕорису –€жскому, которому была поручена проверка всех обсто€тельств дела. ¬от его рассказ (1988):"¬се дела расписывал и передавал нам начальник. ¬ижу, в дело ћейерхольда вложена записка "ѕрошу переговорить". ѕрихожу к нему в кабинет, он говорит: "“ам упом€нуто ѕостановление ÷  по театру
ћейерхольда. “ак что ты смотри, сначала расследуй все обсто€тельства, потом пиши представление в ÷ , чтобы отмен€ли постановление, а уж после ставь вопрос о реабилитации". ¬ самые первые дни после того, как € получил дело ћейерхольда, ко мне пришли “ать€на —ергеевна ≈сенина, дочь «инаиды –айх и —ерге€
≈сенина, воспитанна€ ћейерхольдом, и внучка ћейерхольда от первого брака ћари€ јлексеевна ¬алентей. ¬ыслушали они мен€, ћаша была очень сдержанна, а “ать€на —ергеевна восприн€ла мой рассказ гор€чо,возбужденно. ≈й вскоре нужно было уезжать к себе в “ашкент,где она навсегда осела после эвакуации во врем€ войны, решили, что помогать мне будет ћаша. ѕоказал € им составленный по материалам дела список "вредителей" и "шпионов", соучастников ћейерхольда. “ать€на
—ергеевна говорит: "ѕастернак жив, он здесь, в ћоскве. » ќлеша в ћоскве". я-то эти фамилии узнал только из материалов дела, в нем ѕастернак и ќлеша проходили как завербованные ћейерхольдом члены "вредительской" организации, и € был уверен, что они погибли с ним вместе. ќтметила “ать€на —ергеевна в тот день в моем списке
крестиками, кто жив, кто в ћоскве, кто умер, кто сидитЕ" —вои опросы по списку Ѕорис –€жский начал с актеров, игравших у ћейерхольда, с его учеников.

Ѕорис –€жский
"≈ще до первой встречи с »льинским вызвал € к себе в прокуратуру Ќикола€ ќхлопкова. ќн только что возвратилс€ из поездки в јнглию, был очень насторожен, официален, разговор никак не получалс€. ћы решили, что лучше приехать мне к нему в театр. ќн и там сначала страховалс€, но в театре-то € его прижал, он стал откровеннее. “ам же, в театре, он познакомил мен€ с ћ. Ѕабановой, с нею у нас был важный подробный разговор. ѕознакомил мен€ ќхлопков и еще с кем-то из
актеров. ѕосле этих встреч € пон€л, что нечего вызывать таких людей в прокуратуру и допрашивать, нужно разговаривать с ними по-людски, иначе окажусь в глупом положении.» пошел калейдоскоп. ¬сех, кого мог, € опросил, человек сто. Ѕыстро
сработал по ћоскве беспроволочный телеграф, начались телефонные звонки, чаще анонимные, подсказывали, какие из статей нужно разыскивать, с кем св€затьс€ и тому подобное. —ам € физически не мог все это собрать, помощников не полагалось, искать статьи и добывать отзывы де€телей культуры о ћейерхольде бегала ћаша, а ярослав ћихайлович, тесть мой, сидел в “еатральной библиотеке в закрытом
фонде (€ ему специальный мандат выдал) и делал на машинке выписки и
аннотации. Ёренбургу € позвонил домой, прие+ал, привез дело, сказал, что
обвинени€ в шпионаже отпадают. ќ том, что €кобы это он, Ёренбург,завербовал ¬севолода Ёмильевича во французскую разведку, говорить не стал, но Ёренбург спросил: "Ќаверное, и € там где-нибудь прохожу?" ÷елый день € у него просидел, о многом он рассказал, вынул откуда-то из-под спуда книгу о театре революции. "ѕочитайте, Ц говорит, Ц она вам поможетФ. ј у мен€ тогда кроме "ћоей жизни в искусстве" был уже полученный от Ё. √арина первый том волковского УћейерхольдаФ.
  ћ. –омму € приехал на студию во врем€ съемок; когда он узнал, о чем
пойдет речь, с ним плохо сделалось, он не смог сразу говорить. “ам же,на студии, € виделс€ и с ». ѕырьевым. ќчень хорошие музыканты были,Ўебалин, —офроницкий, особенно ќборин Ћев Ќиколаевич. ƒолго не мог € поймать ƒ. Ўостаковича и условитьс€ о встрече с ним. ќн собиралс€ в Ћенинград, и € попросил его перед отъездом повидатьс€ со мною, заехать в прокуратуру, но, когда он приехал, € увидел, что сделал огромную ошибку. ” нас в прокуратуре (на  ировской, 41) обычно
кругом было полно народа, места не найдешь спокойно поговорить, а Ўостаковичу, когда он узнал от мен€ правду о гибели ¬севолода Ёмильевича, стало дурно, совсем плохо, еле вынесли его от мен€. ѕосле этого € уже никого не вызывал, ездил к люд€м сам. ќднажды, помню, €вл€ютс€ ко мне в прокуратуру  укрыниксы. "„то же вы нас не вызываете? ћы тоже работали со ¬севолодом Ёмильевичем, хотим написать вам о нем!" Ц "–ади бога, Ц отвечаю, Ц прошу вас, ћаша к вам придет, передайте с нею ваше за€влениеЕ" Е¬ конце сент€бр€ € ездил в Ћенинград, встречалс€ с „еркасовым, ћеркурьевым, ¬ивьеном.
ƒл€ хода реабилитации эти отзывы были очень важны. —тановилось очевидным, что не стали бы такие заметные люди рисковать именем, звани€ми, если бы ћейерхольд того не заслуживал. ¬ыгл€дели письма очень веско, никто не ограничивалс€ простым "я знал ћейерхольда", писали о чем-то конкретном, о каком-то спектакле и т. д., а дл€ реабилитации эти документы имели огромное значение. я понимал, что в 1955 году с ј. яблочкиной спорить никто не станет, она любого переспорит и свои слова отстоит. я к ней ездил домой, она мен€ чаем вареньем угощала и написала о ћейерхольде пр€мо мне от руки. я попросил разрешени€ сн€ть копию с ее письма, вложил машинопись в дело, а автограф на пам€ть себе оставил. ¬ыходило, что вс€ художественна€ интеллигенци€ отозвалась на реабилитацию ћейерхольда, встала на защиту пам€ти гениального человека. я на ходилс€ под очень сильным впечатлением этого. ћен€ это окрыл€ло, € был уверен, что иду по верному пути".
Ќикак нельз€ сбросить со счетов, что тогда нужна была смелость, и немала€, требовалось мужество, чтобы в ответ на запрос ¬оенной прокуратуры написать положительный отзыв о ћейерхольде. ¬едь все это было еще до XX съезда, перелом происходил труднейший, все привыкли бо€тьс€, над каждым палка висела, ћейерхольда-то уже давно не было в живых, а они все работают, могло казатьс€, что карьера повисает на волоске. ѕоэтому хочетс€, чтобы сегодн€ люди читали эти
письма, они характеризуют и ћейерхольда, и тех, кто их писал. Ёто хождение за письмами Ц уникальный сюжет: несколько дес€тков людей с именами, не зна€ после ареста ћейерхольда в 1939 году ничего о его дальнейшей судьбе, узнавали от –€жского страшную правду и пытались способствовать возвращению мастера театра в культуру. » все же страх был велик. ќн виден, в частности, в том, что только 9 авторов писем, зна€, что речь идет о реабилитации, осмелились употребить в
своих текстах это слово.

Ќевозможно зачеркнуть ту выдающуюс€ роль, которую сыграл ћейерхольд в развитии русского и советского театрального искусства. »м€ гениального ¬севолода ћейерхольда, его выдающеес€ творческое наследие должны быть возвращены
советскому народу.  омпозитор ƒ. Ўостакович, народный артист ———–
–€жский пишет далее:
"ЕЕ —истематизировал € все это, получилс€ толстенный том.
„то, думаю, дальше делать?
ѕоложено писать представление в ÷ . ј кто € такой, чтобы ко мне прислушались? я по чинам всего-навсего старший лейтенант, мое представление об€зательно направ€т на перепроверку, пойдет оно ходить по кругу, вс€ куча собранных материалов прахом полетит. Ќикому, думаю, не найти документов убедительнее тех, которые у мен€ собраны. ¬ них были ответы на все вопросы. ясно, что ћейерхольд из богатой семьи, что не убежал от революции за границу. ѕерешел на сторону —оветской власти. Ќа юге белые даже приговаривали его к расстрелу, об этом мы достали белогвардейскую газету. ќ том, что он создал революционный театр, в свое врем€ печатались книги, живы-здоровы работавшие с ним актеры, они давно народные-перенародные, а могли бы, как он, числитьс€ во вредител€х. ќбвин€ли ћейерхольда в том, что он враг —таниславского, но и здесь у мен€ есть ответ из книги самого —таниславского. ƒумал €, думал и решилс€. Ѕуду, решил, рисковать. » рискнул. „ерт с ними со всеми, думаю, вынул из папки и порвал бумажку ("ѕрошу
переговорить"), которой начальник предупреждал, что сначала надо ставить вопрос об отмене решени€ о театре ћейерхольда, а потом уже о реабилитации его самого.
ƒоложил дело по начальству. Ќачальство мне все подписало. “ак, думаю, в прокуратуре проскочили, посмотрим, что будет в ¬ерховном —уде. 26 но€бр€ состо€лс€ суд. ” мен€ в тот день шли три дела, мейерхольдовское € втолкнул в середину, и оно в тот же день прошло благополучно, ћейерхольд был реабилитирован".

 ак удалось избежать того, что не помешали реабилитации ¬севолода
Ёмильевича те, кто оставалс€ в его врага+, продолжал считать его
формалистом и так далее? —пасибо »льинскому. ќн мнеЕ сказал: "—мотри, у него много врагов, многие не захот€т, чтобы он воскресЕ Ќо это все ерунда". Ёто
»льинский мен€ надоумил. » Ѕабанова. Ѕлагодар€ им € точно знал противоборствующие стороны, знал врагов ћейерхольда и знал, как их подавить. ¬о-первых, из “еатральной библиотеки, из ее закрытых фондов, было вз€то все ценное из напечатанного о ћейерхольде при его жизни с 1922 года. Ќедаром тесть сидел там, на ѕушкинской, 8, несколько мес€цев. «атем € закрылс€ Ѕахрушинским музеем: они дали полную раскладку каждого спектакл€, поставленного ћейерхольдом
после 1922 года, анализ всей работы его театра и даже его ленинградских постановок. Ётот документ выгл€дел очень авторитетно. », наконец, € располагал огромным числом писем от крупнейших де€телей культуры.

ѕортрет ћейерхольда в театре на “аганке » когда силы, не желавшие реабилитации ћейерхольда, возникли, они не могли уже ничего изменить. 1 декабр€ мною было отправлено министру культуры Ќ. ћихайлову официальное письмо о том, что ¬.
ћейерхольд полностью реабилитирован. ћинистерство восприн€ло это известие как взрыв атомной бомбы. ќт министра тут же был звонок моему начальнику. “от вызвал мен€: "¬ чем дело? “ы в ÷  сообщил?" «аставили мен€ составить справку дл€ ÷ . ќчень большую справку € составил. “е мужики, прокуроры-полковники, которые мен€ тогда подн€ли, они очень хорошо ко мне относились, научили, как эту справку
строить. ѕриложил € к ней все имевшиес€ материалы. ѕринес ее и все свои талмуды в ÷ , кладу на стол. ¬елели мне объ€снить, на каких основани€х € провел реабилитацию. "¬от, Ц говорю, Ц справка, здесь все перечислено". ¬ ответ было сказано: "“ак-то оно так, но вы делаете глупость". » еще было сказано, что € превысил свои права и полномочи€. "»звините, Ц отвечаю, Ц € молодой". ѕожурили мен€ строго, сделали выговор, сказали, что не дорос до ÷ентрального аппарата. Ќо
¬ерховный —уд Ц высша€ инстанци€, отмен€ть его решение было бы нехорошо, посмотрели, посмотрели и сочли это нецелесообразным. ѕосле реабилитации ћейерхольда Ёренбург на свой риск и страх собрал кого-то, кажетс€, в ћ√”, и объ€вил о ней, но в печати впр€мую ничего сообщено не было, над всем какое-то врем€ довлело мнение ћинистерства культуры и соответствующего отдела ÷ ".
ѕон€тно, что, если бы –€жский, как ему рекомендовал начальник, обратилс€ в ÷   ѕ—— до решени€ ¬ерховного суда, с предложением отменить постановление о ликвидации театра, то на этом реабилитаци€ была бы остановлена и отложена надолго. –€жский, как видно из его воспоминаний, об этом догадывалс€, а скорее всего, был в этом уверен. » нарушил предписание. ѕоэтому его поступок, да и всю его работу по реабилитации ћейерхольда можно назвать "подвигом честного
человека" (такую характеристику дал ѕушкин карамзинской "»стории государства –оссийского"). Ѕывают времена и ситуации, когда быть просто честным человеком на своем месте Ц подвиг. ќб одном из скромности умалчивает Ѕорис –€жский в своих
воспоминани€х. Ќо об этом написала ћари€ ¬алентей:

Ѕорис –€жский
"Ѕорис ¬севолодович –€жский был понижен в должности, и ему пришлось даже уе+ать из ћосквы из-за того, что он посмел на свой страх и риск передать дело пр€мо в ¬ерховный суд и не испросил предварительно одобрени€ в соответствующи+ кабинетах ÷  партии. ¬ернутьс€ в ћоскву и найти работу ему было совсем не просто". –€жский был наказан. ”точню: он был уволен из прокуратуры и
направлен на работу на —евер. ¬ернувшись через несколько лет в родную ћоскву, он работал некоторое врем€ в ћ”–е, а затем преподавал историю  ѕ—— в университете им. ѕатриса Ћумумбы. ѕровед€ реабилитацию ћейерхольда, Ѕорис –€жский придал мужества многим люд€м искусства, и реабилитаци€ вдохновила их позднее
выступить за отмену того самого постановлени€ ѕолитбюро ÷  ¬ ѕ(б) "ќ ликвидации театра им. ¬с. ћейерхольда" ("ликвидировать театр ћейерхольда, как чуждый советскому искусству") от 7 €нвар€ 1938 г. Ќо это произошло уже после II съезда, в 1961 году. —о стороны же инстанций попытки считать даже воскрешенного и, можно сказать, дважды реабилитированного ћейерхольда "мертвым и хулимым" продолжались еще долго. ¬ 1964 году от ёри€ Ћюбимова требовали сн€ть портрет ћейерхольда в фойе театра на “аганке, а еще спуст€ 10 лет ему запретили делать спектакль к 100-летию ¬севолода Ёмильевича. » все же "умертвить" ћейерхольда второй раз его врагам не удалось, и в том немала€ заслуга Ѕориса –€жского.

ѕисьмо ћейерхольда ћолотову
¬севолод Ёмильевич ћейерхольд оставил неверо€тной силы документ Ц
письмо к ћолотову:
"Емен€ здесь били Ц больного 65-летнего старика: клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по п€ткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам свер9у, с большой силойЕ ¬ следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизли€нием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была така€, что, казалось, на больные, чувствительные места ног лили крутой кип€ток, € кричал и плакал от
боли. ћен€ били по спине этой резиной, руками мен€ били по лицу
размахами с высотыЕ ...следователь все врем€ твердил, угрожа€: "Ќе будешь писать (то есть сочин€ть, значит!?) будем бить оп€ть, оставим нетронутыми голову и
правую руку, остальное превратим в кусок бесформенного окровавленного искромсанного тела". » € все подписывал до 16 но€бр€ 1939 г. я отказываюсь от свои9 показаний, как выбиты9 из мен€, и умол€ю ¬ас, главу ѕравительства, спасите мен€, верните мне свободу. я люблю мою –одину и отдам ей все мои силы последни9 годов моей жизни". ”же при Ѕрежневе зазвучал тезис о "периоде необоснованных
реабилитаций". ∆ив этот тезис, как сталинизм и сталинисты, и поныне.
ћарии ¬алентей только в 1991 году, т.е. спуст€ 36 лет после реабилитации ћейерхольда, удалось добитьс€ освобождени€ и возвращени€ наследникам квартиры режиссера, в которой после его ареста, убийства –айх и выселени€ ее детей поселились и больше полувека жили секретарша и шофер Ћавренти€ Ѕерии.
“еперь в этой квартире действует музей ћейерхольда.




levnmr
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку